Бюджет-2020: эксперт назвала плюсы и минусы внесенных Радой изменений
Верховная Рада 18 октября приняла в первом чтении проект госбюджета на 2020 год. При этом депутаты внесли ряд поправок, целесообразность которых оценить однозначно нельзя. Такое мнение выразила зав. отделом госфинансов Growford Institute, доктор экономических наук Татьяна Богдан.
Она отметила, что в смете были увеличены доходы общего фонда государственного бюджета – на 17,8 млрд грн, до 1,097 трлн гривен. Причем такое решение было оправданным, считает эксперт.
"Доходы госбюджета в первом варианте законопроекта были запланированы в сумме 1,079 трлн грн, или 23,7% ВВП, что на 1,9 процентных пункта (п.п.) ВВП меньше плановых доходов бюджета-2019 и на 2,4 п.п. ВВП меньше фактических доходов 2018 года. Такой подход был необоснованным, поскольку изменения налогового законодательства и макроэкономических показателей в 2020 году не могли объяснить заметного уменьшения доходов бюджета", – отмечает Богдан.
По ее словам, увеличение расходов на образование и медицину также оправдано. Позитивно эксперт оценивает и шаги по устранению нерациональных трат государства. Речь идет о сокращения численности работников системы центральных органов исполнительной власти и расходов на финансирование партий.
В то же время, говорит Богдан, среди предложений есть экономически не обоснованные. И они, по мнению эксперта, могут стать причиной роста непродуктивных расходов государства. Богдан имеет в виду возвращение субвенции местным бюджетам на социально-экономическое развитие отдельных территорий.
"Такую субвенцию еще называют "депутатской", поскольку сам факт ее выделения и размер зависят исключительно от лоббистского влияния соответствующего народного депутата", – объясняет Богдан.
В то же время эксперт обращает внимание, что уже существует отдельный Государственный фонд регионального развития, который функционирует на конкурсной основе.
Кроме того, можно было повременить с увеличением на 25% бюджетных расходов на потребности Министерства культуры, молодежи и спорта, говорит Богдан.
"При нынешнем состоянии бюджета и экономики страны щедрая поддержка государством сфер культуры и спорта без создания надлежащих условий для привлечения частного капитала является весьма сомнительной в контексте эффективного использования ограниченных бюджетных ресурсов", – объясняет Богдан.
Что касается соцстандартов, то при подготовке бюджета ко второму чтению они должны быть пересмотрены, уверена специалистка. Она подчеркивает: размер прожиточного минимума с 1 января 2020 года установлен на уровне 2027 грн, в то время как фактический размер прожитминимума в ценах августа 2019 г. в расчете на месяц на одного человека составил 3669 грн (4208 – с учетом обязательных платежей).
"Очевидно, что почти двукратный разрыв между размером фактического и официально установленного прожиточного минимума ведет к обнищанию наиболее уязвимых слоев населения… Он нивелирует роль государства как гаранта выживания человека в сложных жизненных обстоятельствах и является потенциально опасным фактором общественно-политических потрясений в стране", – считает Богдан.
В целом, говорит она, повышение соцстандартов уместно, но важно при этом обеспечить их соответствие возможностям доходной части государственного и местных бюджетов.