Кто может импортировать и выпускать в Украине водородные авто
В Мининфраструктуры разработали проект приказа, который дает возможность для развития в Украине колесных транспортных средств, работающих на водороде. Мы выяснили, как это может повлиять на импорт и производство водородных авто в Украине.
Официально проект приказа называется «Про затвердження Змін до Порядку затвердження конструкції транспортних засобів, їх частин та обладнання». Как отмечают в Мининфраструктуры, сегодня в Украине отсутствуют требования к водородному транспорту. Как по его импорту, так и по производству. Хотя, в страну уже и без этих требований энтузиастами было импортировано несколько водородных Toyota Mirai.
Что касается производства, то никаких конкретных преференций для выпуска водородных авто проект приказа не предусматривает. Это и понятно, приказ – это не закон. По тем же причинам приказ не предусматривает стимулирование развития водородной инфраструктуры - сети водородных заправочных станций. Не говоря уже о льготах для локальных предприятий, которые бы производили так называемый зеленый водород.
Тем не менее, предложенные Мининфраструктуры изменения можно считать первым шагом. Ведь до последнего времени самого понятия водородный транспорт в нашей стране официально не существовало. Хотя, еще в конце прошлого года аналитическое агентство Bloomberg NEF писало, что в ЕС серьезно рассматривают Украину, как одного из производителей водородного топлива. Ведь по расчетам аналитиков, нынешний глобальный рост продаж электромобилей может нести угрозу существующим электрическим сетям. Они просто не выдержат нагрузки. Водородный транспорт может решить эту проблему.
Вот почему Германия планирует импортировать как чистую электроэнергию, так и экологически чистый водород. А Hydrogen Europe предложила план «2 × 40». Это значит, что 40 ГВт мощности электролизера к 2030 г будет создаваться в ЕС. А еще 40 ГВт, по данным Bloomberg NEF, - в Северной Африке и Украине.
По данным Bloomberg NEF, на реализацию водородных программ в мире выделяются огромные средства. В частности, на увеличение мощности электролизеров в ЕС с нынешних 60 МВт до 6 ГВт к 2024 году и до 40 ГВт к 2030 году потребуется от 24 до 42 миллиардов евро. Поддержка этих электролизеров возобновляемой энергией потребует затрат в 220-340 миллиардов евро на 80-120 ГВт новой солнечной и ветровой генерации. Есть еще 11 миллиардов евро, чтобы переоборудовать половину существующих станций, работающих на ископаемом топливе, с улавливанием и хранением углерода; и 65 миллиардов евро - на водородные станции транспортировки, распределения, хранения и заправки. Общая сумма составляет от 320 до 458 миллиардов евро.
Goldman Sachs прогнозирует доступный рынок зеленого водорода в Европе к 2050 году стоимостью 2,2 триллиона евро в год. Bank of America экстраполирует общие глобальные инвестиции в инфраструктуру, связанную с водородом, в размере 11 триллионов долларов до 2050 года.
Кто же теоретически, мог бы (и теперь уже может) официально импортировать, или даже производить водородный транспорт в Украине?
На сегодняшний день, самые активные и серьезные игроки на этом рынке - Toyota и Hyundai. Японцы - по легковым авто. Корейцы - по грузовым. Но особого смысла импортировать к нам свои водородные авто, у этих компаний пока нет. Ведь в Украине напрочь отсутствует инфраструктура водородных заправочных станций. Водородный вопрос надо решать в комплексе.
Этим как раз и занимается Toyota. Компания уже не только много лет импортирует свою модель Mirai. Ее-то, к слову, и привезли в Украину энтузиасты, и она уже есть в гараже Папы Римского. И именно Toyota Mirai установил новый мировой рекорд дальности хода без дозаправки. Еще один аргумент в пользу японцев: в Toyota открыли для всех свои водородные технологии, использованные в Mirai.
Hyundai активно продвигает по всему миру водородные грузовики XCIENT Fuel Cell. И Hyundai сегодня является вторым по величине производителем автомобилей FCEV в мире с долей рынка 12,1%. Корейцы уступают только Toyota Motors с долей рынка 76,6%. На третьей позиции - Honda Motor Co., которой принадлежит 11,3%. рынка.
Эксплуатация этого грузовика на водороде началась в Европе: в прошлом году Hyundai отправила первые 46 экземпляров в Швейцарию. В этом году Hyundai дополнительно поставит в Европу 140 XCIENT Fuel Cell и 1600 единиц к 2025 году. Первые грузовики XCIENT Fuel Cell начнут курсировать по Калифорнии уже в августе 2021 года, а ко второму кварталу корейцы поставят в США 30 водородных автомобилей. Уже имеются и станции для заправки таких машин, но пока их всего три. А к 2025 году корейский автопроизводитель намеревается ежегодно выпускать на топливных ячейках по 110 тысяч автомобилей всех типов. Еще одним из направлений активной деятельности южнокорейской компании является создание совместно с локальными игроками в других странах, сетей водородных заправочных станций.
Глобально перестраивает свою работу один из крупнейших в мире производителей двигателей внутреннего сгорания Cummins. В последнее время здесь целенаправленно работают над модернизацией их под водород. А также - над созданием новых силовых агрегатов, работающих на водороде. И постройкой электролизеров для производства водорода. Наша страна могла бы стать одной из производственных площадок для этого гиганта. Тем более, что силовые агрегаты и технологии Cummins хорошо известны у нас. Ими оснащены многие модели коммерческого транспорта.
Установки Cummins для добычи водорода из воды методом электролиза, непосредственно в местах активного потребления. И дальнейшего использования этого топлива транспортными средствами мощностью в 1 мегаватт способны ежедневно производить до 400 кг водородного топлива. Такой производительности хватит, чтобы обеспечить один магистральный тягач топливом для передвижения в течение нескольких дней — при условии, что ежедневный пробег не превышает 800–1000 км. И это может стать стартовым решением проблемы водородной инфраструктуры.
Сейчас Cummins Inc. сотрудничает с Navistar International Corp. в Иллинойсе в разработке нового грузовика класса 8 с водородными топливными элементами. В Европе Cummins Hydrogenics открывает завод в Хертене в Рурской области Германии для массового производства топливных элементов для различных целей. Завод мощностью 10 МВт/год должен начать работу уже в этом месяце. Первоначально он будет производить 1 МВт систем топливных элементов в месяц для поездов.
Так же, как Cummins, Toyota также ищет способы использовать водород для спасения двигателя внутреннего сгорания. Глава компании Тойода, который является президентом Ассоциации производителей автомобилей Японии (JAMA), заявил, что решение проблемы экономичности ДВС заключается в инновациях в области экологически чистых углеродных выбросов. Имеется в виду нейтральное топливо - такое, как водород и биотопливо. Такое электронное топливо, по его мнению, можно использовать не только для автомобилей, но и для других видов транспорта: поездов, кораблей и самолетов. Резон в том, что переоборудование всего производства и инфраструктуры только для электромобилей потребует времени и значительных инвестиций. С электронным топливом нужно просто перенастроить двигатель внутреннего сгорания, инфраструктура для которого уже есть. И это намного проще, чем электрификация.
По прогнозам Валери Корре, вице-президента Европейской ассоциации возобновляемого этанола (ePURE), в 2030 году 90% автомобилей во всем мире все еще будут с двигателями внутреннего сгорания. Поэтому, чтобы уменьшить количество вредных выбросов в атмосферу, можно уже сейчас, пока электрокары и сеть их зарядок будут развиваться, добавлять в существующее топливо и этанол, и водород. Для окружающей среды это будет более благоприятно, чем ожидание полного перехода на электрокары. Тем более, что для водорода можно использовать уже имеющуюся сеть заправочных станций. А также - существующие ДВС. То есть - нужны не такие глобальные переделки, изменения и инвестиции, как для электромобилей.
Так или иначе, президент Hydrogen Europe Валери Буйон-Дельпорте назвал цифру в 100 тыс. водородных грузовых автомобилей, которые появятся на дорогах ЕС к 2030 г. Эти машины будут заправляться на построенных к тому времени 1500 водородных заправочных станциях. И такой план одобрила комиссар ЕС по транспорту Адина Валеан.
По прогнозам экспертов Beryllos Strategy Advisors, на которые ссылается Reuters, к 2030 году каждый десятый продаваемый грузовик в Европе будет ездить на водороде. При этом, авторы прогноза предупреждают, что доля грузовиков на водородном топливе может увеличиться, если развитие инфраструктуры к концу десятилетия ускорится. А в Водородном совете видят, что к 2030 году каждый 12-й автомобиль, проданный в Калифорнии, Германии, Японии и Южной Корее, будет работать на водороде. А общий объем продаж водородных авто составит 13 млн. шт. И они будут заправляться на 10 тыс. водородных АЗС.
Не исключено, что на нашу страну обратят внимание в Hydrogen Council - Всемирном водородном совете. Сегодня в него входят более 90 стран из Европы, Азии, Австралии, США и ОАЭ. А также - такие серьезные компании, как, в частности, 3M, Airbus, Audi AG, BMW GROUP, BP, Bosch, IVECO, Cummins, Daimler, ENEOS Corporation, Equinor, General Motors, Great Wall Motor, Honda, Hyundai Motor, Kawasaki, Michelin, Microsoft, Shell, Siemens, thyssenkrupp, Total, Toyota, ITOCHU Corporation, Liebherr, MAHLE, MANN+HUMMEL, Marubeni, Mitsubishi Corporation, Mitsubishi Heavy Industries Ltd., Mitsui & Co, Nikola Motor, Sumitomo Mitsui Banking Corporation, Sumitomo Corporation, BNP Paribas, Crédit Agricole, Société Générale и другие крупнейшие фирмы, инвестиционные компании, предприятия и банки. Они имеют совокупный доход более 18,9 трлн. евро в год и создали более 6,5 млн рабочих мест по всему миру.
Так что первый шаг, сделанный Министерством инфраструктуры Украины, можно считать очень перспективным. Но только в том случае, если за ним последуют и другие решения по стимулированию развития водородных технологий и инфраструктуры в нашей стране.